
В современном мире все больше услуг предоставляются через мобильные приложения. Доминирующее положение на рынке занимают суперприложения, которые появились не так давно. Расскажем о них подробнее.
Что такое супер приложение
Это одно приложение (или многофункциональная платформа), которое объединяет множество сервисов, предоставляющих различные услуги для повседневных нужд пользователей: от покупки продуктов до оплаты счетов и поиска ближайшего ресторана. В суперприложениях можно купить билет в кино, а заодно вызвать такси или почитать новости.
Впервые этот термин обозначил соучредитель компании BlackBerry Майк Лазаридис в 2010 году. В попытке создать собственное суперприложение, его компания проиграла iPhone в борьбе за основной рынок и в конечном итоге вышла из отрасли, поэтому мир так и не увидел их супераппа.
Идею разработки подхватили другие крупные компании, которые продолжают активно развиваться в этой области и завоевывать рынок услуг посредством создания экосистем. Наиболее известные примеры: AliPay, WeChat, ВКонтакте, Тинькофф, Grab Аpp и другие.

Взаимодействие между сервисами
Супераппы включают несколько каналов, между которыми перемещается множество клиентов. Все каналы должны иметь одинаковую скорость работы и эффективность, чтобы обеспечить пользователям удобство в использовании, поэтому при их создании программисты должны следить, чтобы все переходы между экранами были плавными, не возникало критических ошибок при использовании нескольких сервисов, а приложение сохраняло высокую производительность даже при низкой скорости интернета или низком заряде батареи и многое другое.
Преимущества суперприложений
Желание компаний создать новый цифровой сервис часто продиктовано намерением улучшить качество обслуживания для своих клиентов, чтобы повысить их удовлетворенность.
Причины возросшей популярности супераппов:
- Более широкий охват аудитории – с их помощью бренды могут предлагать свои услуги более разнообразной аудитории. Существует больше шансов, что потенциальный пользователь найдет широкий спектр услуг в Супер-приложении, а не в специализированном приложении.
- Высокая вовлеченность – суперприложения позволяют увеличить продолжительность пользовательских сеансов и уровень удержания клиентов. Эти приложения предоставляют больше точек соприкосновения для эффективного взаимодействия с клиентами и поддержания их вовлеченности.
- Увеличение источников дохода – предприятия могут расширить количество предоставляемых ими услуг либо привлечь больше пользователей и свести «к нулю» затраты на привлечение аудитории.
- Сильное позиционирование бренда – если компания разрабатывает целый набор продуктов/услуг и предоставляет их в одном приложении, это повышает узнаваемость бренда и доверие к нему.
О будущем супераппов
Они привлекают все больше внимания, поэтому имеют большие перспективы. Позитивный прогноз основан на двух тенденциях – росте цифрового населения и желании упростить человеческую жизнь.
Число интернет-пользователей и мобильных устройств ежегодно растет. Только в 2019 году пользователи смартфонов загрузили 200 миллиардов мобильных приложений, а в 2021 году их число выросло до 230 миллиардов. Каждый владелец смартфона использует как минимум 2 приложения для повседневных нужд, а деле - гораздо больше.
Пользователи мобильных приложений хотят выполнять свои операции быстро, плавно и в одном месте.
Компании следуют тенденциям, установленным клиентами. Они также выиграют от разработки суперприложений:
· единоразовые инвестиции, позволяющие избежать последующих расходов на разработку продукта.
· расширение клиентской базы
У подобных приложений есть главный недостаток — они знают практически все о своих клиентах! Что, где и когда мы смотрим, какую еду заказываем, какую музыку слушаем. Реклама начинает настраиваться под наши предпочтения, продвигая «нужные» товары.
Сейчас суперприложения объединяют миллионы клиентов по всему миру. На российском рынке представлены следующие крупные игроки: «ВКонтакте», «Yandex.GO» или «Тинькофф».